Яндекс и Mail.ru Group опоздали на Zoom-вечеринку

Кажется, как минимум до конца этого года мы будем обсуждать последствия пандемии. Впереди нас ждут оценки и прогнозы, но как минимум одно уже понятно. Мир остался прежним. Не прошло и недели после снятия всего лишь некоторых ограничений, а Москва, да и другие города, наполнились людьми. Все как и прежде куда-то спешат, парки как и прежде забиты молодыми мамочками с колясками, а импровизированные пляжи просто лопаются от наплыва желающих пожариться на солнце и искупаться в грязной воде. Никакой социальной дистанции, никаких масок, никаких перчаток. Хорошо, если руки продолжают мыть. Так что нет, мир остался прежним. И возникает вопрос: что делать тем, кто готовился к несколько иному раскладу? Что делать с возведенными госпиталями? Куда девать килотонны изготовленных масок? И если электронная коммерция найдет применение прокачанным платформам и новым складским помещениям, то в сфере программного обеспечения вырисовывается нешуточный пузырь. И имя ему — видеоконференцсвязь.

Именно индустрию ВКС пандемия застала врасплох. Как мы пользовались видеосвязью? Ну, иногда созванивались для общения тет-а-тет. Групповые видеоконференции были настолько маловостребованы, что разработкой этих сервисов занималось исчезающе мало компаний. Да, в России есть всякие TrueConf с Videomost, но ориентировались они не на пользователей, а на тех, кто от безысходности был готов терпеть все: и убогий интерфейс, и высокую стоимость, и непонятную механику, и отсутствие кроссплатформенности. Выбора у чиновников не было, импортозамещение ведь никто не отменял. И тут грянула пандемия, самоизоляция, удаленка. Казалось бы — рай для рынка видеоконференцсвязи. Но внезапно оказалось, что убогими российскими разработками пользоваться хочет чуть меньше, чем никто. Просто потому, что эти разработки никогда не были ориентированы на пользователей. Настоящих, а не взятых в заложники концепцией импортозамещения.

Честно говоря, о сервисе Zoom мало кто знал до пандемии. А сегодня он стал самым популярным сервисом для проведения рабочих совещаний. Повторимся — у тех, кто имеет возможность выбирать. Через несколько недель после начала глобальной самоизоляции подтянулись Google и Microsoft с обновленными решениями для видеоконференций. А что наши? А наши компании решили — зачем дорабатывать софт, когда можно сделать его бесплатным и тем самым привлечь аудиторию? И ведь даже кого-то привлекли, но абсолютное большинство предпочло заносить деньги зарубежным сервисам. Потому что они простые и понятные, потому что у них есть мобильные приложения. Но главная причина кроется в психологии. Мы редко меняет что-то из простых, рутинных привычек. Пользуемся одной пастой, пьем одно молоко, покупаем смартфоны на одной и той же операционной системе. Видеоконференции — это последнее, на изучение чего хотелось тратить время в эти скорбные дни.

Тем смешнее наблюдать за тем, как сейчас запускаются один за другим отечественные системы видеоконференцсвязи. Mail.ru Group и Яндекс выкатили свои платформы. Не отстают и никому не известные компании. И даже TrueConf зашевелился. Но время упущено и ушло безвозвратно. Да, риск появления второй волны коронавируса есть, но даже если это случится, то вряд ли пользователи будут менять платформы. Они сдуют пыль с аккаунта Zoom и продолжат пользоваться тем, что им удобнее.

Есть и еще одно забавное наблюдение. Одними из первых на рост популярности видеоконференций отреагировали, как это ни странно, Canon и Nikon. Они выпустили небольшие утилиты, которые превращали подключенную к компьютеру фотокамеру в вебкамеру. А что выпустили наши компании? Ну кроме пресс-релизов о величии собственных платформ, которыми пользоваться могут лишь особо упорные сисадмины? Вопрос, конечно, риторический.