В субботу прошла, очевидно, в закрытом режиме, стратегическая конференция по развитию российской радиоэлектроники. Какой смысл проводить ее в закрытом режиме, если участники спокойно рассказывают о содержании конференции журналистам? Это вопрос риторический, ибо чем более закрытым является мероприятие, тем большая дичь на нем творится. В этот раз, как сообщает нам РБК, Вице-премьер Дмитрий Чернышенко предложил обеспечить полную независимость России от зарубежной электронной продукции к 2030 году. Господин (иначе и не назовешь этого человека) Чернышенко среди прочих ценных указаний индустрии выдал следующее: «российские производители высокотехнологичной продукции должны лидировать на внутреннем рынке, при производстве продукции они должны использовать отечественные компоненты, объем экспорта их продукции должен превышать объем продаж на внутреннем рынке».
Мы уже привыкли к тому, что наши чиновники живут в своем удивительном мире. Иначе как они могут говорить об импортозамещении, если у них самих ничего отечественного нет — даже на фото господина Чернышенко чиновник одет с иголочки в импортный костюм, носит импортные очки, а голову бреет явно не отечественными лезвиями. Тем не менее, мнение господин Чернышенко имеет, но позволим себе объяснить чиновнику, что ни к 2030, ни к 2050 году его тезисы выполнены не будут.
Подчеркнем, что проблема вовсе не в том, что мы выступаем против импортозамещения. Напротив, события последних дней показали, как важно иметь, например, хотя бы минимальный парк из самолетов собственного производства. Но не стоит питать иллюзий относительно того, что отечественная продукция будет крайне востребована за рубежом. Так же стоит помнить, что недостаточно иметь физическое производство той или иной компонентной базы, без патентов и доступа к технологиям продукцию продавать за рубеж не получится. Да даже с ними востребованность будет где-то в районе нуля, ибо рынок давно поделен между старожилами. И пускать на него дерзких новичков никто не собирается.
Чернышенко вспомнил Huawei, но почему-то умолчал о главном. Как только Huawei разработал достойного конкурента процессорам Qualcomm и MediaTek, как только продукция китайского гиганта стала по-настоящему конкурентной и востребованной, так сразу обнаружилось, что это идет в разрез с интересами США. С их подачи процессоры Kirin были отброшены в каменный век (из которого Huawei стремительно выходит), а перекрытие доступа к Android и другим «технологиям» уничтожило бизнес Huawei в b2c.
С какого перепугу российские Байкалы и Эльбрусы будут востребованы на мировом рынке? Производятся они на Тайване, технологии используют англосакские, само их существование контролируется из-за рубежа. Надо будет — TSMC мгновенно разорвут контракты на производство, а ARM запретит использовать одноименную архитектуру. Что тогда? Допустим, что в приступе безумия Чернышенко спровоцирует строительство завода по производству чипов. Что будет с этим заводом, если ARM отзовет лицензию, а американские держатели патентов отзовут разрешение на их использование?
К сожалению, ни один из пунктов, намеченных вице-премьеров, не выполним в среднесрочной перспективе. Чтобы обеспечить полную независимость микроэлектроники, нужно не заводы строить, а направить все деньги на разработку собственных стандартов и технологий. Только вот об этом, почему-то, на той самой таинственной стратегической конференции не было сказано ни слова.