Реальные перспективы

В последнее время стало появляться много публикаций, в которых в очередной раз предсказывают бум устройств виртуальной реальности, а некоторые, вроде гендира Нокии, вообще предрекают отход смартфонов на второй план в пользу новых интерфейсов. В это понятие Пекка Лундмарк включил не только VR-очки, но и даже импланты.

Предыдущая волна VR-оптимизма была в самом начале пандемии, и объясняли её локдаунами, мол, вот он спрос на виртуальные миры. Технопессимисты в свою очередь рисовали всевозможные антиутопии, но в той же самой парадигме, виртуальные миры, импланты и прочие кошмары 5G-лучей. Но как убедительно показали дальнейшие события, для погружения в собственную виртуальную реальность никаких специальных устройств не нужно, и даже если кому-то для этого и нужны жидкости, то самые что ни на есть традиционные, знакомые человечеству с древнейших времён.

Но если смотреть на рынок, так сказать, более трезво, то можно заметить, что волны интереса к новым технологиям возникают, как правило по двум основным причинам. Первая — это появление действительно интересной и перспективной технологии с хорошим потенциалом коммерциализации. А вторая — необходимость убедить инвесторов в том, что дела идут хорошо, всё по плану, а скоро станет ещё лучше. Нужно только подождать.

Нередко эти причины могут сосуществовать и продвигать одну и ту же технологию одновременно. Просто кто-то на самом деле добивается практических результатов, а кто-то пытается продать рынку слайды с модными словами.

Поэтому как только начинаются проблемы на фондовых рынках, так сразу начинаются разговоры про очередную серебряную пулю, которая должна произвести революцию. Сейчас таковыми являются блокчейн и VR. Конечно, это не значит, что весь шум последних лет возник на пустом месте. Просто нужно чётко понимать границы применимости той или иной технологии.

Попытки создать VR-устройства мы видим с 90-х годов, но каждый раз они сталкиваются с физиологическими особенностями человеческого зрения. И не то, что бы эти особенности были тайной для разработчиков. Просто всегда кажется, что ещё немного доработать и уже можно будет пользоваться. Что тоже в какой-то степени верно, по крайней мере, для ограниченного применения существующие технологии уже вполне готовы. Те же самые майкрософтовские Hololens оказались востребованы в промышленности и у военных.

Но попытки преподнести VR как нечто, что вот-вот придёт на замену смартфонам, конечно же продиктованы исключительно желанием произвести впечатление на инвесторов. И даже утечки из Apple, связанные с неким будущим анонсом гарнитуры дополненной реальности, почему-то странным образом совпадают с периодами покраснения биржевых тикеров.

В конце концов выход iPhone был шагом именно в сторону большей физиологичности, вся концепция была построена вокруг этого. Это и отказ от популярного тогда стилуса, и имитация физических эффектов, да и сам дизайн интерфейса повторял вид привычных вещей из реального мира, тот самый скевоморфизм. И мы все хорошо знаем насколько успешной оказалась эта концепция.

И тут можно вспомнить что в Apple Watch было вкачано ресурсов едва ли не больше, чем в любой другой продукт компании, в этом плане он попросту не мог быть провальным. Но какой-то революции не случилось, неплохой нишевый продукт, полезный в некоторых жизненных сценариях, но не более того. Те же AirPods оказались более востребованы. Или, допустим, можно вспомнить моду на 3D-телевизоры, которые были популярны лет 10 назад.

В общем, эта технология, конечно же, не лишена определённых перспектив. Но нужно хорошо понимать реальные мотивы менеджмента и пиарщиков, рисующих футуристичные картины на которых нет ни кино, ни театра, ни книг, ни газет — одна сплошная виртуальная реальность.