Тупик экосистемности

Фото mintchipdesigns/pixabay.com (Pixabay License)
Мы настолько старые, что помним такое чудо, как i-mode. Это изобретение сумрачных гениев из Японии представляло собой набор сервисов, работающих по WAP (для наших юных читателей — это такая технология разметки интернет-страниц для маленьких экранов кнопочных телефонов). В Японии i-mode был настоящей экосистемой, а вот в России — не получилось, не взлетело. Из относительно недавнего прошлого можно вспомнить судорожные попытки российских банков (Тинькофф до сих пор пытается) создать «супер-приложения». Концепцию подглядели у китайских товарищей, у тех был superApp, и он был экосистемой, то есть набором очень разных сервисов в едином интерфейсе управления и доступа к ним. Ну, и где российские супер-приложения сегодня? Так и остались на слайдах презентаций эффективных менеджеров, поедающих сегодня хачапури и другие блюда национальных кухонь.

Наверное, дальше всех в попытке создать экосистему зашел Герман Греф, результаты не то, чтобы плачевны, но откровенно не очень. После известных событий один за другим элементы «экосистемы» стали попадать под санкции, и сегодня сложно представить, каким будет будущее этого проекта. С одной стороны, он скорее жив, чем мертв. С другой стороны, импульс окончательно пропал, и развитие под большим вопросом. Особняком стоит экосистема, выстраиваемая МТС. В основе проекта оператора находятся услуги связи, а остальные сервисы являются необязательными дополнениями, исчезновение которых вряд ли скажется на здоровье основного бизнеса. Примерно так же обстоят дела у Яндекса с его «Плюсом» — в основе лежат сервисы, которыми будут пользоваться, а обвес из десятка каких-то плюшек в маловостребованных сервисах скорее выполняет роль багета, чем является частью полотна.

Очень хотелось бы назвать экосистемой развлекательные сервисы, но это могут делать те, кто хочет выдать желаемое за действительное. Почин МТС не поддержали другие операторы, предпочитая развивать свои сервисы именно как сервисы, а не экосистемные продукты. Тот же Wink назвать экосистемой не получится, это интернет-кинотеатр с доступом как к отдельным единицам контента, так и к телеканалам. Ну а контент бывает разным. Если YouTube запускает YouTube Music, никто не называет YouTube экосистемой. Так и появление музыкального контента в Wink не делает его экосистемой.

Все это не отменяет того факта, что излишнее многообразие контентных сервисов не очень хорошо сказывается на рынке в целом. Понятно, что перспективы у Сбер Звука туманны, конкурировать с Яндекс Музыкой он может разве что во влажных мечтах Германа Оскаровича. Но странно было бы усомниться в шансах занять свою долю VK Музыки. Равно как вполне логичным является партнерство VK Музыки с другими игроками, как это давно делает Яндекс Музыка.

Этот и следующий годы будут очень непростыми, и мы надеемся, что компании переключатся со стратегии пылесоса, предполагающую покупку всех активов, до которых смогут дотянуться, на стратегию тонкой настройки уже имеющихся сервисов и пользовательского опыта. А там, глядишь, и экосистемы появятся. Сами собой, а не благодаря попыткам сложить из букв П О Ж А слова СЧАСТЬЕ.