Необитаемый остров импортозамещения

Кадр из кинофильма Изгой/Cast Away (2000)

В последнее время мы часто пишем об импортозамещении. Причины понятны и останавливаться на них нет никакого смысла. А вот о многочисленных комментариях хотелось бы поговорить. Потому что чем дальше, тем чаще в них проскакивает гениальная мысль о том, что импортозамещение — это когда мы все откажемся от ереси богомерзкой и будем использовать только наше, исконно русское. Желательно православное, но так как страна у нас многоконфессиональная, а верующий чрезвычайно обидчивые, про это пишут реже. Особенно люто дело обстоит в Дзене и Одноклассниках, вот где настоящая кладезь народной мудрости. И не важно, о чем идет речь: о ноутбуках, где серьезная часть компонентной базы действительно производится за рубежом, или о квантовых технологиях, в которых импортировать особо и нечего. Везде постулируется один тезис: все надо делать самим, а если мы не можем производить 4-нанометровые процессоры, то грош цена всем этим импортозамещениям.

Подобные рассуждения не лишены здравого зерна. Действительно, в 70-80-х годах у СССР был шанс хотя бы не отстать от мировой индустрии полупроводников, но государство решило тогда заняться трезвостью. А когда спохватились и решили в срочном порядке подтягивать технологические процессы, было уже поздно. 90-е прошлись катком по остаткам индустрии микроэлектроники, ну а в новом веке были другие заботы. Как следствие, к нынешним исходным данным мы подошли в куда худшем состоянии, чем соседняя Беларусь. Заметим, это не в Воронеже сегодня производятся телевизоры Сбера и Kion, а в Беларуси. Хотя воронежский «Рекорд» был самым массовым в союзе телевизором. Но случилось то, что случилось, даже телевизоры и те мы собираем в Беларуси.

Но на этом ностальгическом экскурсе здравые зерна заканчиваются. Потому что далее начинаются рассуждения о том, что настоящее импортозамещение — это когда все от винтика до чипа производится у нас. Хотя вот компьютерам Apple американскими быть не мешал тот факт, что в США для них из всех компонентов производились те самые винтики. Все остальное — в Азии. Но когда в Азии производство заказывает Apple — это оказывается нормальным, а когда там же производство своих процессоров заказывает российская компания — это кошмар и непотребщина.

При этом для того, чтобы в России появилось действительно масштабное производство чипсетов по современному технологическому процессору, нужны не только деньги — нужны рынки сбыта. А с этими в мире сегодня серьезные проблемы. Потому и сосредоточена подавляющая часть всех производственных мощностей в одной точке мира — на Тайване. Суровые комментаторы уже строчат: «ну вон же Китай развивает свое производство». Да, развивает. Только в Китае почти полтора миллиарда потребителей. На порядок больше, чем у нас.

Чтобы представить чем обернется тотальное импортозамещение не нужно обращаться к советским временам. СССР был не так уж изолирован, как принято считать. Приобрести можно было практически что угодно, было бы желание и деньги. Ну и время, чтобы их накопить. Куда более наглядным примером может стать любая робинзониада — хоть классическая с робинзоном Крузо, хоть современная с Томом Хэнксом. Попав на необитаемый остров и имея крайне ограниченные ресурсы и тот, и другой наладили вполне сносный быт. Однако вряд ли вы хотели бы жить именно так.

Конечно, Россия вполне самодостаточная страна и практически все, что необходимо для выживания, у нас имеется. Но мир — это не океан, которые бороздят подводные лодки, живущие в автономном режиме. Развитие невозможно без конкуренции, а конкуренция невозможна без постоянного обмена — добровольного, коммерческого или в результате шпионажа — технологиями.

Именно поэтому мы всегда повторяли и повторяем. Не надо ничего замещать. Надо развивать. А кто хочет пожить в замкнутой системе — добро пожаловать в Тайгу. Бесплатный гектар получите на Госуслугах. Посмотрим, какой вы там город-сад построите.