Цифровая литература вернулась к росту

Иллюстрация Anete Lusina/pexels.com (CC)
В Коммерсанте вышла интересная заметка Юлии Юрасовой о рынке цифровой литературы. Источником фактуры выступил Литрес в лице своего гендира Сергея Анурьева. Если кратко, то в деньгах рынок цифровых книг в третьем квартале подрос на 31% год к году до 3,3 миллиарда рублей. 36% денег приносит самиздат, 44% — аудиокниги. Нетрудно посчитать, что классическая продажа книг — это 20%. По крайней мере по оценке Анурьева.

По оценке этого же персонажа, 22% денег рынка приносят подписки, когда клиент платит абонентскую плату и получает возможность читать и слушать книги в приложении. Рост этого сегмента небольшой – 4%. Локомотивом выступают мобильные операторы (видимо, намек на Строки от МТС).

Собственно, хотим привести еще одну цитату Сергея: «между романом Пелевина в печатном формате за 1 тыс. руб. и тем же произведением в цифровом формате за 500 руб. пользователь в большинстве случаев предпочтет второй вариант».

Конечно, можно было бы сразу сообщить Анурьеву, что между книжкой за 1000 рублей цифровым форматом за 500 рублей и телеграм-ботом, который мгновенно даст эту книгу бесплатно, за 0 рублей, выбор очевиден. Более того, цифровой формат за 500 рублей выберет тот, кто либо откровенно ленив, чтобы наладить цифровую поставку нужных fb2/epub через телеграм, либо предпочитает читать в бумаге. Но Анурьеву кровь из носу надо было показать, что Литрес еще огого, а Строки и Букмейт совершенно не выдавливают его с рынка.

Позволим добавить два важных тезиса.

Во-первых, эксклюзивы не работают. По крайней мере в текущий момент времени и в текущей финансовой ситуации. Единственный эксклюзив, который внезапно выстрелил у цифровых площадок, это мемуары Мэтью Перри, внезапно скончавшегося. Мемуары эти случайно оказались на эксклюзиве в Строках (МТС), что принесло (по нашим данным, официально подтверждать их отказались) десятки тысяч подписчиков за пару дней. Ну просто потому, чтов пиратских библиотеках книги этой не было, а бумажный вариант был выпущен крайне малым тиражом и давно.

Пелевина же пираты выложили чуть ли не день в день. Да и с бумажным вариантом по понятным причинам проблем не было никаких. Слышать этот кейс в качестве примере довольно забавно.

Во-вторых, важно вовсе не то, сколько денег потратили на цифровые книги и подписки, а то, сколько человек это сделало и какой процент от реально читающей аудитории эти люди составляют. Просто потому, что если в России, условно, 10 миллионов книголюбов, то вне зависимости от формата больше, чем сейчас, они вряд ли смогут прочитать. И уж тем более прослушать — аудиокниги в нынешнем исполнении растягивают потребление произведения во времени раза в два, а то и в три. Проще говоря, сложно сейчас встретить человека, который читает хотя бы 10 книг в год. И уже от этого количества (сколько глаз, сколько книг могут прочитать эти глаза, сколько стоит в среднем книга) стоит отталкиваться в аналитике. Если это, конечно, аналитика.