Уход зарубежных онлайн-кинотеатров отыграли пираты

Иллюстрация Andrea Piacquadio/pexels.com (CC)
Коллеги обратили внимание на оценки роста рынка пиратской медиа-продукции — видео, музыки, книг и игр. Ссылаясь на РБК коллеги пишут о там, что рынок пиратских сервисов вырос до 12 миллиардов рублей. Если в процентах, то с момента ухода зарубежных контент-сервисов с нашего рынка, доходы пиратских сервисов выросли на 70%. Если в деньгах — на 5 миллиардов рублей.

Много это или мало решайте сами. Легальный рынок оценивается в 90 миллиардов рублей. То есть на пиратство приходится 10-15 процентов рынка. И есть у нас подозрение, что процент этот плюс-минус был всегда. Опять же, смотря как считать. Да и кто считает и в чьих интересах — тоже важно.

Хочется отметить другое, о чем почему-то никто из уважаемых экспертов упорно молчит.

Если не затрагивать геополитические аспекты, то главной причиной пиратства является уровень дохода. Мы достаточно старые для того, чтобы помнить, сколько стоили, например, легальные игры до эпохи jewel-box. Небезызвестный Дмитрий Пучков часто приводит пример из той эпохи, когда за его любимый Quake пришлось отдать половину зарплаты.

Неудивительно, что рынок легального контента рос в относительно спокойные годы вместе с благосостоянием населения.

Второй причиной является удобство доступа к пиратской продукции. В последние годы получить пиратскую копию стало сильно проще. Спасибо плагинам в браузеры, которые запросто вытаскивают цифровые копии любого контента с наших онлайн-кинотеатров (в отличном качестве и без SMS). Спасибо ботам в телеграм, которые в два клика позволяют найти нужную книгу и скачать ее в любом формате (кейс с биографией Мэттью Пэрри не в счет). Ну и торренты никуда не делись, а вместе с ростом популярности VPN у них вообще случился ренессанс.

И уж после всего этого идет доступность легального контента на легальных платформах. Как в финансовом плане, так и в плане удобства.

Если же обратить внимание на лютый рост пиратских сервисов, то было бы неплохо понять — за счет какого контента они растут? Понимаем, российским сериалоделам очень хочется верить, что пиратят именно их. Ведь за этим аргументом можно скрыть откровенный провал и невостребованность той лавины «оригинального» контента, которая накрыла рынок в последние пару лет.

Но сдается нам, что пиратят контент зарубежных площадок, благо там действительно стали снимать много интересного. И если с Netflix все понятно, то в последнее время все больше появляется интересных проектов у не самых известных стримингов. От Paramount+ до Shudder.

В заключение хочется дать совет нашим стриминговым платформам, которые уже наточили перья дабы описать адское влияние пиратов на их экономику. Во-первых, друзья, прекратите платить по 60 миллионов за серию. И если продакшен-студии вас продавливают — объединитесь и дайте отпор. Иначе экономика у вас никогда не сойдется. С вашими 200-300 рублями ежемесячной абонентской платы.

Во-вторых, присмотритесь к тому, как пиратские сервисы развивают свои приложения для телевизоров. 200 рублей не абы какие деньги, но если зритель понес им пиратам, а не вам, то проблема, скорее всего, не только в контенте, но и в удобстве. Глядишь перестанете вываливать на главный экран рекомендаций исключительно свой «оригинальный» контент.

Наконец, смиритесь с тем, что пиратство — это неотъемлемая часть вашего бизнеса. Без пиратства ваш контент не увидят те, у кого через 10-15 лет появятся деньги на покупку подписки на ваш сервис. Так что лучше подкрутите свою экономику с учетом того, что потери от пиратства неизбежны.