Гигабитный мобильный интернет

"МегаФон" разогнал мобильный интернет до гигабита. Смогут ли простые абоненты подключиться на этой скорости и нужен ли гигабит на смартфоне? За чашкой чая Алексей Бойко (mforum.ru) и Сергей Половников (content-review.com) обсуждают этот странный шаг "МегаФона" и выясняют, где именно можно получить такую скорость в Москве

С: Говорят, в России появился гигабитный мобильный интернет?

А: Да. И в этом плане мы даже оказались вторыми в мире после Австралии. Считай, что сбылась мечта каждого россиянина — мы обогнали Америку (смеется).

С: У нас уже 3G был, когда у них только…

А: Вот-вот. Закрепили перевес.

С: Перевес чего?

А: России над Америкой (смеется).

С: Подробнее можно?

А: Ну, ты прекрасно знаешь, что запустил "МегаФон" поддержку гигабитного интернета. Звучит ну просто великолепно, я преисполнился гордости.

С: Давай без этого всей это пиарасни. Что значит — "запустил поддержку гигабитного интернета"?

А: О, мы хотим деталей? Ну давай про детали

С: Нет-нет, не настолько, не нужны детали тут

А: Итак. Размер запуска обозначен Мегафоном в пределах Бульварного кольца.

С: Это где сейчас роют? Они на самом деле гигабитный LTE прокладывают?

А: Это между Кремлем и Бульварным кольцом, вот в этом узком интервале. Это так "Мегафон" сказал. Я с этим не соглашусь, но об этом позже. Второе. Если ты захочешь этим воспользоваться — это бесплатно, но тебе придется купить один-единственный мобильный телефон в мире.

С: Это мне напоминает запуск VoLTE. Ты можешь воспользоваться VoLTE, но только на трех уродских смартфонах.

А: Три — это больше чем один! (смеется)

С: Но меньше, чем сто!

А: Ты правильно говоришь, с чего то надо начинать (с иронией), вот через 5 лет у нас будет… Не знаю, что у нас будет…

С: Бульварное кольцо с одним смартфоном!

А: Примерно так. То есть, на мой взгляд, это чисто рекламная акция, то, что в других странах называют тестом рабочей сети, у нас почему-то назвали коммерческим запуском.

С: А что называют в других странах тестом рабочей сети? Мы не трогаем Скандинавию, Прибалтику и другие страны, размер которых не ниже Балашихи какой-нибудь моей любимой. Там не надо: тестируй все сразу на всех трех базовых станциях коммерческой сети для всех пяти прибалтов.

А: Нет, суть совсем не в этом. Суть не в том, чтобы запустить в той или иной стране, а в том что обычно стандартная схема внедрения новой технологии выглядит так. Вначале вендер что-то разрабатывает, потом он привозит это "что-то" к оператору и показывает это на столе: соединяет проводочками, все смотрят на показания приборов и радуются, какой вендер молодец в технологиях. Потом оператору говорят — "Ну вы уже готовы купить?", а оператор говорит: "Нет, нам наверное это надо попробовать в городских условиях. Мало ли что у вас на столе работает. Посмотрим в городе". И тогда это включают на 2-3-4-х базовых станциях (и больше и не нужно), чтобы посмотреть, как в условиях соседних операторов занятых частот все это функционирует. Разумно? Разумно. Поэтому эта схема используется во всем мире и обычно это называется "демонстрация или показ оператора с участием вендера, производителей смартфонов и чипсетов" — они тоже все присутствовали. Но обычно все это делается оператором в очень ограниченном стиле и называется тестовым показом.

С: Ну Мегафон грешит такими вещами. Может, им больше не о чем рассказывать просто. Помню был запуск сети "Интернет вещей". Там не было семи спикеров, зато там было 3 человека, задававших вопросы и совершенно случайно оказавшийся на окраине Москвы, на улице Вятской мэр Иннополиса Казанского. Мимо проходил и говорит "Давайте нам такое!" (иронично). Еще какие-то странные люди. Это полный бред, все эти мероприятия мегафоновские. Но все равно, Леша, мне кажется, ты немного предвзят. В каком плане? Я прекрасно понимаю, что за рубежом немного иначе относятся к таким запускам. Но я посмотрел потом информационное поле — многие издания, и зарубежные, и наши телекомовской тематики отписались, что это был какой-то ЗАПУСК. Но мне кажется, что здесь вопрос в том, готова ли сеть к такой технологии. Я не думаю, что Мегафоновская сеть к такому готова. В центре сети перегружены, они и сейчас… Вот, допустим прихожу я со своим G6 на стадион в Черкизово. Он мне оп — и цепляется к LTE Advanced, где три хромых калеки включая меня. Потому что очень малое количество смартфонов поддерживает эту технологию. И у меня скорость — уууу — клюшкой вверх. Как только появляется значок 4G — скорости нет, сервиса нет, ничего нет. Такое чувство, что сеть переполнена. И сейчас смотреть на какие-то тесты, что они там собираются делать в пределах Бульварного кольца… Ну естественно, это будет работать, на одном смартфоне. Но к реальной сети, а самое главное, к какому-то будущему это отношения не имеет. Почему? В 3G тоже есть агрегация частот. 3G сеть у МТС в практически половине регионов запущена на скорости 44 МБит/сек. Сколько смартфонов это поддерживает? (качает головой). Я даже не знаю таких. МТС да, запустил. Они, кстати, не меньше хайпа поднимали, чем Мегафон, но это ничем, на мой взгляд, не закончилось. Мне кажется, что это в принципе, хорошая новость для нашего рынка, что ведется работа с ведущими вендерами мировыми, в том числе Qualcomm. Но Qualcomm, надо признать, ведет работу со всеми.

А: Такие демонстрации — типовая схема работы с операторами

С: Да, это рутина. А что самое смешное — гигабитная LTE так и не была зафиксирована. Сколько там, 800 с чем-то мегабит они показали?

А: Дело даже куда веселее. Неленивые взяли другой смартфон от другого производителя, Самсунг S8, "восьмерочка", с австралийской прошивкой, которая работает с той самой запущенной первой в мире гигабитной сетью и прошлись по центру. Что же они обнаружили? Прямо перед нашей записью, я специально переспросил, потому что человек еще в городе. Выключена сеть, нет нигде 256 QAM, выключена поддержка MIME 4×4. То есть это был запуск и — какой антоним к слову "запуск"? — и обратно. Это нехорошо, на мой взгляд.

С: А мне кажется, тут немного лукавства, Леша. Дело в том, что во-первых любые функции смартфона могут заблокировать сам производитель, производитель чипсетов и оператор.

А: Здесь все работает

С: Нет, Леша. То что оно работает в LTE — ну окей. То, что не работает QAM сети Мегафона на трубке, несертифицированной в России.

А: Нет, оно даже не должно работать. Там на экране инженерного меню ты просто видишь, включена опция или не включена. Это никакого отношения не имеет к пользованию. Я тебе это покажу.

С: Нет, стопэ. Если мы говорим про то, что есть некоторое оборудование, которое показывает, включено на данной базовой станции или нет, давай говорить про оборудование. Если ты говоришь про смартфон — никакие инженерные скриншоты не работают, поскольку это может быть заблокировано на уровне компонентов. Я просто тебе пример приведу: на моем LG G6 есть поддержка VoLTE. У Мегафона есть поддержка VoLTE. Нет у меня VoLTE.

А: Не тот случай, не тот.

С: Поэтому да, если есть скриншоты того, что они там… незнаю, какой-то неведомой фигней показано "Здесь нет 256 QAM" — отлично, согласен. Если они просто ходят с несертифицированным смартфоном в Москве….

А: Сергей, ты можешь остаться при своем мнении. Я тебе рассказал, как делают люди, которые разбираются

С: Ты видишь, я опять начал ноги поглаживать, как тебе не нравится, я начинаю нервничать (смеются). Но на самом деле мне кажется, что гигабитный LTE сам по себе не нужен. В принципе, развитие технологии обычно должно останавливаться примерно тогда, когда начинаются первые коммерческие и уже близкие к эксплуатации тесты новой технологии. У нас впереди уже 5G. У нас переход на эту сеть будет года через 2.

А: Начнется через 2. И технология LTE останется основной на много лет вперед.

С: Далеко не факт. Операторы не готовы перевести голос в цифру — это показывает, что технология VoLTE есть, поддержка есть, следовательно, будет работать 3G. Если будет работать 3G, то поддерживать еще и 2G, и LTE и QAQM нет смысла — все равно переведет на многостандартные модемы в своих процессорах и какую-то сеть закроют. И это точно будет не 3G.

А: И не LTE, поверь. Ну, окей.