eSIM по лицу

Долгие годы Россия находилась в авангарде мобильных технологий. Сеть LTE у нас по-прежнему одна из самых быстрых в мире, связь одна из самых дешевых, по проникновению бесконтактных мобильных платежей наше лидерство признает даже Apple. Но все это уходит в прошлое. Сегодня на повестке уже другие аббревиатуры, и с ними у нас, прямо скажем, беда. VoLTE есть у многих операторов, но работает лишь на избранных моделях. VoWiFi, которая помогла американским операторам разгрузить сеть, доступна лишь у МТС. Наконец, eSIM, уже прописавшийся в ряде флагманов, у нас поддерживается лишь одним оператором, да и то в так называемом тестовом режиме. Если с технологиями перевода голоса в цифру все более-менее понятно, то с электронными SIM-картами дела обстоят не так однозначно.

В одном из выпусков нашего шоу «Телеком на удаленке» уже обсуждалась технология eSIM. С одной стороны, для абонентов это настоящее счастье. Не нужно идти в какой-то салон, ковырять смартфон скрепкой и следить за тем, чтобы SIM-карта поддерживала все сервисы оператора. С другой стороны, это настоящий кошмар для силовиков. Ведь стандартные SIM-карты им более понятны, а особенно — механизм их приобретения и регистрации. Вот абонент приходит с паспортом в салон, там у него берут данные, фиксируют их в базе и выдают кусочек пластика. По большому счету, внедрению eSIM в России «мешает» исключительно процесс идентификации. По крайней мере, так нам говорят. И в это можно поверить, ведь в корпоративном секторе — для всяких датчиков и прочих элементов интернета вещей — eSIM уже используется.

И вот на помощь уже спешит бывшая парламентарка, а ныне заместитель министра связи Людмила Бокова. Нам, если честно, кажется, что ей больше подошла бы роль ведущей в «Слабом звене», но, к сожалению, она предпочитает быть настоящим слабым звеном в реальном министерстве. Людмила сдула пыль с законопроекта об идентификации абонентов, желающих оформить eSIM, и лютая инициатива вновь вернулась в повестку. Напомним, по замыслу Боковой и соавторов законопроекта, eSIM смогут оформлять и использовать лишь те граждане, которые пройдут добровольную регистрацию в единой биометрической системе. Видимо, добровольной самоизоляции почти всех граждан России нашим чиновникам недостаточно.

Мы не будем соревноваться с нашими коллегами в том, кто смешнее поглумится над инициативой Боковой и ее бывших товарищей по парламенту. Перевод проблемы в плоскость юмора в принципе вреден, особенно если стоит задача как-то повлиять на творящийся маразм. Поэтому сразу перейдем к сути. На сегодняшний день операторы связи имеют экспертизу по идентификации кого-либо на порядок превосходящую любые биометрические системы. Существуя в тисках самых разных регламентов, требований и ограничений, операторы попросту не могут позволить себе какие-то метания. Ну да, раздавали SIM-карты у метро, подмешивали их в чеки в салонах связи, дописывали абонентов в официальные данные. Но ведь все это оставалось лишь цифрами на бумаге, а пандемия куда эффективнее Дон Кихотов разрушила эти ветряные мельницы.

Операторам — да и абонентам — не нужны какие-то дополнительные препоны и ограничения. Уже сейчас они доставляют SIM-карты на дом и обеспечивают удаленную идентификацию и регистрацию. Да что там операторы, даже пропуска на передвижение по Москве и Подмосковью выдают по селфи с паспортом. На этом фоне предложение сначала зарегистрироваться в системе биометрических данных, и только после этого получить возможность пользоваться eSIM, выглядит не идиотично, но преступно.

Ведь eSIM нужен здесь и сейчас. Операторы за неполный апрель поняли, что по результатам второго квартала в России впервые за долгое время произойдет уменьшение количества абонентов. А значит, немедленно появятся теории о том, что исчезнувшие миллионы абонентов пали жертвами вируса. Если не хуже. Вряд ли Людмиле Боковой хочется стать таким же нарицательным персонажем, как Яровая. Но если поставлена именно такая цель, то она точно будет достигнута. Пусть нам всем это и выйдет боком.