Вчера отечественные цифровизаторы отметили свой профессиональный праздник. К нему было приурочено вступление в силу закона об обязательной предустановке софта. Это вызвало бурное негодование пользователей, особенно владельцев смартфонов Samsung. Дело в том, что в этих устройствах появилась сущность в виде Яндекса, которую очень трудно почистить. Пару недель назад мы подробно рассказывали о том, почему Яндекс выбрал такую линию поведения. Если коротко, то описывается она поговоркой «сгорел сарай, гори и хата». Воплощение этой нехитрой стратегии в жизнь тоже может быть проиллюстрировано поговоркой, но другой: «дурак думой богатеет». То есть пытается расширить долю рынка с помощью всевозможных законопроектов. Такая вот отчаянная война на два фронта: против глобального рынка и против отечественных потребителей. А знаете кто ещё воевал на два фронта? Но бог с бы с ним, с Яндексом, там всё давно понятно.
Как ни странно, к чиновникам тоже вопросов уже нет. Они даже не пытаются скрыть гениальную, по их мнению, многоходовочку. Ход первый: предустановим импортозамещённые сервисы с соевым Mail.ru и пальмовым Яндексом. Ход второй: запретим иностранные вражеские сервисы. Профит. Наверное, с точки зрения какого-нибудь неопохмеленного замполита это очень хитрый и эффективный план действий.
А вот от Самсунга такой прыти никто не ожидал. Получилось, что у покупателей просто отобрали часть свободной памяти смартфона. Особенно остро это ощутили пользователи бюджетных моделей, где с памятью традиционно напряжёнка. И это несмотря на то, что закон обратной силы не имеет и касается только новых устройств. Но в Самсунге, похоже, никто и не расстраивается от того, что ранее купленные аппараты будут сильней тормозить и быстрее разряжаться. Пора покупать новый, что тут непонятного?
Разумеется, в сети сразу же появилась масса рецептов удаления приложений с помощью ADB. Если вы не в курсе, то в Android есть режим отладки для разработчиков. Этот режим открывает доступ к дополнительным командам, в том числе и к удалению приложений, которые традиционным путём не удаляются. Но есть важный момент: если у вас нет root-доступа, то таким образом вы можете удалить приложения только для конкретного пользователя. В системном разделе они останутся — к примеру, если сделать сброс до заводских настроек, то все эти «удалённые» приложения чудесным образом восстановятся.
Для того, чтобы по-настоящему освободить память смартфона, нужен root-доступ. Без него свободное место в телефоне никак не вернуть к прежним значениям. Но не стоит забывать, что приложения Яндекса охотно выедают оперативную память и батарею даже в фоновом режиме. Поэтому и такой вариант удаления будет полезен. Чего не скажешь о глумливой рекомендации Самсунга «просто убрать иконку» приложения, если та мозолит вам глаза.
Понятно, что случившееся выгодно в первую очередь производителю. В своё время Стив Джобс придумал гениальную маркетинговую модель, когда в продажу поступает линейка одинаковых аппаратов с разным объёмом памяти. Условный «начальный», и, как правило, один-два варианта с памятью побольше. Разница в цене между ними весьма существенна и достигает десятков процентов. Но с реальной стоимостью памяти эта разница не имеет ничего общего. Возьмём, к примеру, относительно массовый Galaxy A31. Цена версии c 64 Гб составляет 16 тысяч рублей. Версия с 128 Гб начинается от 20 тысяч. То есть старшая модель дороже на 20%. Даже если очень смело предположить, что Самсунг покупает память на стороне по биржевым ценам, то дополнительные 64 Гб обойдутся производителю дешевле 750 рублей. С учётом всех налогов и наценки ритейла, получается, что Самсунг продаёт потребителю эту память с маржой, которая превышает хрестоматийные 300%. Ну а в премиальном сегменте доплата за память составляет сотни долларов. В этих случаях такая маржа может измеряться уже тысячами процентов.
Подтолкнуть пользователей купить вариант подороже и при этом выставить себя невинной жертвой — чем это не мечта для маркетологов?