Судебный процесс Apple и Epic Games продолжает набирать обороты, что приводит к публикации большого количества внутренних документов. Всё это довольно интересно, но с другой стороны, не сказать, чтобы мы узнали действительно что-то новое. Да, обе компании руководствуются жадностью и ведут войну за будущие доходы. Да, декларируемая позиция «ничего себе — всё людям», не более чем маркетинговая уловка. Примерно такая же, как жалобные завывания Facebook о том, что блокировка отслеживания в iOS может привести к тому, что соцсети станут платными. Словом, ставший уже классическим жанр: «бескорыстная корпорация переживает о благе простых людей».
Разумеется, тот факт, что некоторые очевидные вещи подтверждены официально, можно только приветствовать. Однако в конфликте Epic и Apple важно не забывать, что это конфликт между двумя платформодержателями. Epic пытается позиционировать себя в большей степени как разработчик и издатель, но на самом деле, эта компания пытается развить свою цифровую платформу и точно также, как и остальные получать процент с продаж чужих продуктов и сервисов.
У Epic есть свой магазин, Epic Games Store, где, как можно понять из названия, продаются игры. В проект вкладываются огромные деньги. Для того, чтобы нарастить аудиторию, компания даже практикует раздачу игр бесплатно. Убытки от работы такого магазина составляют сотни миллионов долларов в год, но это не останавливает Epic. Комиссия в этом магазине ниже среднерыночных 30% и составляет всего 12%. Однако для потребителя это далеко не всегда оборачивается снижением цен. Разработчики порой предпочитают положить разницу себе в карман, что, в общем, тоже нельзя назвать удивительным.
Столь рискованный и дорогостоящий судебный процесс компания рассматривает как инвестицию и ставит своей целью получить доступ к пользовательской базе Apple в обход самой Apple. Попытки собрать коалицию против яблочной компании привели к тому, что в поддержку Epic высказываются голодающие сироты вроде Spotify или Microsoft. Последняя вообще сделала довольно забавный шаг — поддержала Epic письмом в суд и снизила комиссию до тех же 12% в своём цифровом магазине игр. Но эта скидка распространяется только на платформу Windows. На приставочные игры Xbox, разумеется, действуют старые правила в 30%.
Всё потому, что на компьютерах с Windows доминирует компания Valve со своим магазином Steam, и Microsoft с Epic никак не могут отжать у неё хоть сколько-нибудь заметную долю рынка уже который год подряд. Что же касается приставок Xbox, то вы не понимаете — это другое. Там нет технической возможности издать игру в обход Microsoft, поэтому 30% комиссии совершенно справедливы, это же очевидно.
Вообще, не стоит забывать, что корни такого подхода сформировались ещё в 80-е годы, когда Nintendo покоряла рынок игровых консолей. Наведение порядка в дистрибуции и контроль качества продуктов сторонних разработчиков позволил японской компании достичь успеха и оказал серьёзное воздействие на индустрию в целом.
Но тогда многое было завязано на физических носителях, а также необходимости содержать довольно дорогую дистрибьюторскую сеть. Перенос старых правил в онлайн позволил держателям платформ нарастить прибыль. Комиссия осталась прежней, цены тоже, а вот расходы существенно сократились.
Попытки пересмотреть правила в отношении Apple чреваты тем, что победители в этом конфликте проснутся в новом мире, где роль платформодержателя далеко не так привлекательна, какой она была в 2010-х. По крайней мере, Microsoft точно должна помнить, к чему может привести вовлечение в подобные конфликты антимонопольных служб. И вполне возможно, что через пару лет мы будем читать возмущённые пресс-релизы с вопросами «а нас-то за что?».