Адресат был выбран идеально, Хинштейн идеально подходит для вбрасывания в котел скудоумия еще одного закона, который будет регулировать что-то в IT. Правда, на этот раз накал письма был настолько силен, что Хинштейн поспешил заявить Коммерсанту, что письма этого он не получал.
Судя по тому, что пишет Коммерсант, в письме излагаются некие факты «кражи голоса», однако кто и у кого украл этот голос непонятно. Тут бы пошутить по поводу того, что о краже голосов лучше спрашивать у Дональда Трампа, но дело серьезное: «нет ни норм, ни практики, ни понимания, как писать претензию».
Выглядит все это как театр абсурда. Но давайте попробуем внести в этот адский цирк немного порядка.
Первое. Дикторы бывают очень разные, а конкретно эти, беспокоящиеся, это дикторы-чтецы, которых нанимают записать аудиокнигу или начитать текст, например, для подкаста или закадра в видеоролике. Эти дикторы волнуются о том, что после того, как они начитают достаточное количество часов, то их голос будет похищен и использован впоследствии для синтезирования читки без их участия. Ну то есть в их понимании, им заплатят один раз, а потом будут использовать их голос в алгоритмах синтеза речи.
Второе. Дикторы эти хотят, чтобы Хинштейн и его команда разработали какой-то закон, который будет защищать их голос. Чтобы без их согласия этот голос не использовался. А еще лучше, чтобы им платили каждый раз, когда их голос будет звучать. Вот слушает человек аудиокнигу, а диктора хоба — копеечка на счет.
Тут, конечно, нам бы порадоваться за предприимчивых дикторов. Пока Никита Сергеевич Михалков — один из немногих, кому удалось провернуть что-то похожее с болванками и видеотехникой — лежал в больнице, они взяли да и поставили вопрос ребром — либо платите, либо нечего наш бархатный баритон использовать. Но на деле речь идет скорее о юридической безграмотности тех самых дикторов, подписавших некие договоры (на которые ссылаются в письме) с кучей уловок типа отчуждения прав и т.д.
Нам видится эта история так, что кого-то из труженников микрофона обидели, он рассчитывал на одно, а получил другое, с маслом. Ну а дальше все по классике — инициативная группа, коллективное письмо, долой искусственный интеллект, что же будет с нашей профессией и прочие сотрясания воздуха.
Между тем ничего сверхъестественного не произошло. В мире, где Брюс Уиллис может просто продать разрешение на использование его образа и лица, а технологии сделают все остальное и даже посадят его в один кадр с Азаматом Мусагалиевым, глупо сожалеть о старых деньках. Они прошли. И уже не вернутся. Даже если Хинштейн с погорельцами думского театра напишут очередной закон.
Знаете, когда мы только думали о том, чтобы делать #утренняярепликасозвуком, мы рассматривали разные варианты, в том числе с синтезом голоса. И кажется, вам больше по душе голос нашей чудесной Оли, а не бездушной, пусть и сносно говорящей Алисы или Маруси. Если синтез речи и сможет заменить чтецов, то произойдет это не в нашей жизни.