Вполне верные вопросы задает наш коллега Алексей Бойко в своем разборе: «Как будут трактовать запрет в Китае, еще предстоит узнать, в частности, будут ли китайцы считать подпадающим под запрет, например, все Xiaomi на процессоре Qualcomm с ценой выше 23 тысячи? Или под запрет попадут только те аппараты, в которых цена американских компонентов выше 25% от общей доли».
Однако, ни коллеги из «Ведомостей», ни Алексей почему-то не упомянули, что потолок по стоимости импортируемых в Россию устройств уже был введен. Еще летом прошлого года те, кто пользовался внешними службами выкупа и доставки товаров с Amazon и других «недоступных» россиянам площадок предупреждали, что потолок стоимость электроники (и смартфонов), которые можно через них приобрести и доставить в Россию, составляет 750 евро. В нынешнем пакете санкций эта цифра была снижена до 300 долларов.
Насколько повлияет на наш рынок новое ограничение можно будет понять позже, санкции — это всегда игра в долгую. Но насколько повлияло ограничение в 750 евро, введенное в прошлом году, можно понять уже сегодня. Просто взглянув, есть ли в России смартфоны в продаже по цене (закупочной) дороже 750 евро. Если что, это все флагманские модели, включая Samsung и iPhone. Спойлер — настолько повлияло, что даже самый современный флагман Samsung S23 появился в продаже в салонах МТС спустя 2 дня после его презентации. А его стоимость даже в минимальной комплектации превышает 1000 евро. Про айфоны последней линейке скорбно промолчим, купить их в любой комплектации и даже с выбором «страны» можно без проблем, что сейчас, что осенью, когда они и были представлены.
По большому счету ничего для российского рынка не изменилось. Разве что официально через таможню в частном порядке завезти что-либо электронное дороже 300 евро будет сложно. Ну, в том случае, если в документах на посылку будет указана настоящая сумма.
Тут должна была быть шутка, что ЕС хотел реализовать операцию «Анаконда» по удушению российской экономики, а получилось лишь удушить удава (если вы понимаете о чем мы). Но, честно говоря, не до шуток. Не устанем повторять — эффект любых рестрикций долгосрочен, направлены они в первую очередь на создание сложностей в логистике и скорости операций, их замедление неизбежно ведет к росту себестоимости, а оно, в свою очередь, к росту конечной стоимости.