Цена спасения

В соцсетях переодически возникает мода на публикацию задачек о моральным выборе, в которых нет правильного ответа. Кто-то изображает из себя интеллектуала и эксперта в области ИИ, поэтому в сотый раз постит картинки с вагонеткой, публика же попроще ограничивается традиционной дилеммой о двух стульях.

Однако от банальности подобных публикации и сопутствующих им рассуждений в реальном мире моральных коллизий не становится меньше. Даже руководствуясь приматом ценности человеческой жизни и одним и тем же набором ценностей, люди приходят порой к полностью противоположным решениям. Тому более чем наглядный пример прошедшая пандемия. И мы не берём во внимание фриков и психов, речь идёт об адекватных и образованных людях.

Которые, вроде бы руководствуясь гуманистическими идеалами, быстро скатились до крайне циничных рассуждений, которым бы позавидовал главный герой «Бойцовского Клуба». Ну, вы, наверное, помните: «берём количество выпущенных машин, умножаем на вероятную долю машин с неисправностями, и умножаем полученное произведение на стоимость урегулирования вопроса без суда» и далее по тексту.

И хотя это пример из художественного произведения, он довольно неплохо описывает логику многих корпораций в вопросах связанных с безопасностью и здоровьем людей. Разумеется, они тратят немалые деньги на пиар и создание имиджа борцов за все хорошее. Поэтому если в подобных формулах одна из переменных оказывается чужими расходами, то в такой ситуации никаких сдерживающих барьеров у компаний может и не остаться.

Берёмся предположить, что именно это обстоятельство стало причиной добавления функции вызова экстренной помощи через спутник, которая сперва появилась у Apple, а теперь такая возможность появляется и у некоторых смартфонов с Android.

Заметим, что мы ни в коем случае не собираемся спорить о том насколько важна опция экстренного вызова помощи. Она, безусловно, спасает жизни. Просто потому, что вызовов стало намного больше, а значит чисто статистически какие-то из них на самом деле спасли жизни.

Но, как в известном анекдоте, тут есть нюанс. Оплата этих экстренных вызовов осуществляется за счёт денег государства или страховых компаний, а вовсе не производителями смартфонов и умных часов. И тут возникает интересный вопрос — ведутся ли какие-то подсчёты на предмет того, скольким людям можно было бы оказать помощь, не будь большого количества ложных вызовов которые генерируют подобные устройства?

Потому что каждый такой вызов — это деньги. Спасатели работают не бесплатно и солярку для транспорта им не Тим Кук присылает. Но дело не только в деньгах, хотя это тоже очень важно. Количество врачей на дежурстве не бесконечно, и понятно, что в тот момент, когда они едут на ложный вызов, они не могут оказывать помощь реальным пострадавшим.

Но для ИТ-гигантов это чужие ресурсы и чужие жизни, а значит их можно и не жалеть. Они не так важны в сравнении с возможностью практически бесплатно демонстрировать свою заботу о здоровье и безопасности потребителей. Поэтому в сети все чаще встречаются истории вроде тех, когда спасателям приходится лететь на вертолёте в горы только для того, чтобы узнать, что этот вызов сделали умные часы какого-то сноубордиста просто потому, что тот упал на попу.

Тут впору задать разные неудобные вопросы производителям таких устройств. Ну, хотя бы начала обсудить вопросы оплаты страховки от ложных вызовов или какого-то иного соучастия в оплате работы спасателей.

Но практически нет желающих заняться этой проблемой серьёзно. Потому что это серьёзный риск. Ведь пиар отделы крупных корпораций едят свой хлеб не зря. Даже публичное обращение к ним со статистикой опасно для репутации, так как моментально последуют обвинения в цинизме и обесценивании человеческой жизни. А если какие-то меры все же удаться продавить и число ложных вызовов будет снижено, но при этом будет пропущен хоть один реальный, то понятно, кого в этом обвинят. Поэтому многие активисты и борцы с корпорациями обходят эту тему, не желая рисковать своей репутацией.