ФАС встал на сторону интернет-магазинов и не поддержал введение инфраструктурного платежа в размере 0,5%. Ведомство считает, что вместо того, чтобы просить поддержки, Почте России следует оптимизировать расходы.
Мы сознательно ждали промежуточных итогов истории с предложением увеличить финансирование Почты России за счет введение сбора с интернет-магазинов, а конкретно — Wildberries, Ozon и Яндекс.Маркета. Напомним, что Минцифры предложило брать 0,5% доходов маркетплейсов и направлять их на финансирование Почты России. Маркетплейсы, разумеется, выступили против и пожаловались в ФАС. Ведомство со ссылкой на данные Data Insight вынесло вердикт — Почте России нужно не денег просить, а оптимизировать расходы.
Дискуссии о Почте России — они всегда бескомпромиссные. Отделений у почты огромное количество, и даже в рамках одного населенного пункта могут возникать ситуации, где в одном отделении про очереди не слышали уже лет десять, а буквально в километре от него в другом отделении постоянная толпа и ажиотаж. Поэтому практически всегда у тех, кто дискутирует о Почте России, опыт очень разный. Но все же есть ряд моментов, на которые стоит обратить внимание прежде, чем сообщить миру «да кому это Почта России нужна?». Да, мы в курсе, что и телевизор никто не смотрит, и Почтой Россией никто не пользуется.
1. Государственная почта в крупных странах всегда убыточна
Любимый аргумент тех, кто требует лишить Почту России финансирования, это тот факт, что в условных Нидерландах или Люксембурге никакой такой почты нет, а со всей пересылкой корреспонденции отлично справляются коммерческие службы доставки. Спорить с теми, кто не видит разницы между Россией и страной, чья площадь меньше отдельного региона России, бессмысленно. А других примеров, например, про US Post, они не приводят. Не укладываются они в тезис «почта должна быть коммерческой».
2. Государственная почта выполняет социальные функции
Если вам интересно, можете зайти в соседнее отделение условного СДЭКа и поинтересоваться, во сколько вам обойдется отправка письма. Будете сильно удивлены, что это далеко не 25 рублей, которые попросят на Почте России. Более того, если какой-нибудь житель мегаполиса и может себе позволить не замечать разницы, то в деревнях это сильно заметно. Как это не прискорбно, но без упрека в эйджизме не обойтись — молодость не на всегда, равно как и высокие доходы. А почта нужна всем. И молодому ИПэшнику, отсылающему счет и акты, и старенькой бабушке, отправляющей внуку денежный перевод или письмо. Разумеется, косплеееры героя рассказа Шукшина «Срезал» и тут могут выступить с возражениями, но давайте не будем спорить — без Почты России огромное количество населенных пунктов либо останутся без логистической службы, либо услуги пересылки будут стоить неподъемных для селян денег.
В итоге, нас удивило не то, что ФАС встал на сторону маркетплейсов — в компетенции этого органа у нас никогда сомнений не было, подмахнут что скажут нужные люди. Удивило то, что наши дорогие маркетплейсы не предложили никакого компромисса. В нашем понимании — окей, 0,5% вам много, окей, существование инфраструктурных налогов в других сферах вы не замечаете. Но есть же компромисс — станьте той самой почтовой службой. С обязательствами открыть свои ПВЗ в каждом населенном пункте вне зависимости, будут ли они приносить доход, или нет. Снизьте тарифы до тех, которые держит Почта России. Потому что у нас в стране проживает сильно больше людей, чем в границах Садового кольца. Займитесь логистикой, не забудьте о почтальонах, доставке газет и журналов (вот сюрприз — они живее всех живых). И сделайте это, как советует ФАС, эффективнее.
А пока что после очередной волны оптимизации из отделений Почты России начали массово увольняться последние сотрудники. И мы их понимаем — они фекалиями отправления не обмазывают, если заболевают — сразу на больничный уходят, и отправления — возможно и с задержками — но доставляют. И после очередного плевка со стороны «королей ритейла» мы на их месте, наверное, тоже бы написали заявление на увольнение.