Заместительная терапия

«Импортозамещение» весьма специфический термин. Первоначально он имел исключительно экономическое значение, но потом его слишком заездили и во многом дискредитировали. Ну, причины этого понятны, многие, назовём их так, экономические субъекты, не смогли удержатся от соблазна и придали этому термину новое значение. Что-то вроде синонима «безальтернативный».

Разумеется, отношение к товарам и услугам, которые продвигаются в рамках такой концепции хорошим быть не может. Тем более, что, увы, не раз потребителям давали возможность утвердиться в своих худших ожиданиях. Но всех под одну гребенку тоже грести не хотелось бы. Ситуация драматическая, определяющими все же являются внерыночные факторы, и поэтому не везде применим чисто экономический подход. Дискуссии о том, кто как переклеивает шильдики и откуда что на самом деле берётся, всегда интересны, что уж скрывать. Но есть отрасли, где ситуация более-менее прозрачная и в силу этого таких вопросов меньше.

И вообще, всегда ли уместен ли сам термин «импортозамещение»? К примеру, офисное и корпоративное ПО в России разрабатывалось ещё в 80-е годы. И люди занимались этим не для того, чтобы «заместить» всему миру на зло, а ради создания конкурентоспособного продукта и получения прибыли. Более того, такие продукты регулярно появлялись и успешно конкурировали, не смотря на большое количество проблем. Одно только пиратство чего стоило.

Сейчас же наблюдается странное явление: когда на в целом хороший продукт, с многолетней историей, вешают ярлык «импортозамещенный» и потребители начинают его избегать.

Текст этой реплики был написан в отечественном редакторе, хоть и с далёкими опенсорсными корнями. Программа эта — не будем говорить её название — в повседневной работе показал себя не просто как альтернатива традиционному Word, но и в ряде применений оказалась более удобным инструментом. Да и если смотреть на потребление ресурсов и быстродействие, то в сравнении с современным MS Office, в некоторых наших сценариях она работает эффективней.

Позиционирование этого ПО как некоего новодела, который создан в ответ на что-то там, как нам кажется, только отталкивает аудиторию. Конечно, тут есть и ряд других факторов, например, традиционная инерционность пользователей. Мы не берём в расчёт довольно узкую прослойку высококвалифицированных пользователей, которые написали большое количество всевозможных скриптов и тому подобного. Нет, речь о рядовых тетушках и дядюшках в бюджетных организациях, которые правдами и неправдами добиваются от системных администраторов, чтобы им вернули Word. Сила привычки настолько сурова, что перевод коммуникаций из Zoom в условный TrueConf вполне может стать причиной увольнения по собственному желанию, ибо человеку проще сменить работу, чем привычное ПО.

Но ладно бы бюджетные организации. Подобное можно встретить и в известном российском IT-гиганте (хотя в общем-то, его тоже в каком-то смысле уже можно назвать бюджетной организацией). Компания имеет в своём портфеле вполне работоспособный арсенал облачных сервисов: от документов до видеоконференций. Однако внутренние коммуникации в этой компании продолжаются в Zoom, документы редактируются в Google Docs и так далее. Аналогами своего производства компания почему-то не пользуется. Что это? Может они что-то знают о собственных продуктах? И самое забавное, что в компании уверены, что никто не в курсе их маленького секрета. В курсе, потому доверия особого эти продукты у коммерческого пользователя и не вызывают.

Конечно, нужно трезво смотреть на ситуацию: не по всему спектру сервисов есть адекватные, конкурентоспособные сервисы. Но есть ряд продуктов, которые были интересны даже в ситуации, когда можно было выбирать из любого поставщика на Земле. Разумеется, с учётом рыночных параметров, в первую очередь такого, как совокупная стоимость владения. Но парадоксальным образом, если на такие продукты вешать ярлык «замещённых», то потребители начинают их избегать даже в случаях, когда продукт был интересен ещё до начала «заместительной терапии».