Apple ослабил хватку

То, по какому сценарию будет развиваться противостояние Apple и Еврокомиссии было понятно ещё несколько лет назад. Близится 7 марта 2024 года — крайний срок к которому Apple должна реализовать поддержку сторонних магазинов приложений для iOS на рынке ЕС и ряда других требований. Разумеется, корпорация до последнего тянет с обновлением. Нисколько не удивимся если релиз состоится 6 марта в 23:59 по часовому поясу самых дальних заморских территорий Франции. В этом плане ситуация напоминает классическую сцену из фильма «Привидение», в которой персонаж Вупи Голдберг расстаётся с заветным чеком.

Корпорация не прекращает отчаянный поиск способов хоть как-то притормозить процесс. К примеру, была подана жалоба в Общий суд Люксембурга, в которой утверждается, что Еврокомиссия ошибочно определила Apple как держателя единого магазина приложений. В заявлении указывается, что у компании 5 разных аппсторов — один для iPhone, другой для Apple Watch, а ещё есть для Mac, iPad и Apple TV. Вот, целых 5 штук, разве можно тут говорить о монополии и единой платформе? По крайней мере, юристы корпорации считают, возможна такая трактовка и это выводит Apple из-под требований закона. Понятно, что никто реально не верит в такое абсурдное толкование закона судом. Это не более чем попытка затянуть процесс и по возможности вывести из под регуляции хотя бы какие-то категории устройств. Вдруг прокатит?

Но на подобные фокусы никто возлагает особых надежд и времени остаётся все меньше. Поэтому на этой неделе наконец-то была представлена бета-версия iOS 17.4, в которой, по мнению Apple, реализованы все требования европейского Закона о цифровых рынках.

Все оказалось примерно так, как мы и прогнозировали в 2022 году, когда этот закон был принят. Предупреждения об опасности нового способа установки программ уже сравнивают с наклейками на сигаретных пачках, для клиентов сторонних маркетплейсов добавлены многочисленные шероховатости и неудобства. И это только те, что видны сразу или официально задокументированы. Наверняка, со временем в коде системы будут обнаружены какие-то неочевидные но досадные ошибки. Но самое главное, что контроль над системой все также остаётся в руках Apple. Модерация, сертификаты и прочее в сторонних маркетплейсах — всё это остаётся привязанным к Apple. Тим Кук очень не хочет разжимать посиневшие пальцы, кто бы сомневался.

По большому счёту, на данный момент послабления касаются возможности использовать стороннюю инфраструктуру и способы осуществления платежей. Напомним, что платить в обход Apple Pay можно будет и в приложениях скачанных из магазина Apple. Но тут пока и близко нет такой свободы как на Андроид, где можно установить приложение из своего apk файла. Не говоря уже о том, что привязка к региону сделана очень жёстко и на других рынках в краткосрочной перспективе послаблений ожидать не стоит.

Вместе с тем, помимо доступа к платформе для сторонних маркетплейсов появились и новые финансовые условия. Во-первых, Apple снизила размер комиссий в своём магазине с 30% до 20%. Во-вторых, любой желающий создать свой магазин должен предоставить Apple резервный аккредитив (то есть, по сути залог) в размере 1 миллиона евро. И в третьих, самое интересное — для приложений которые устанавливаются через сторонние маркеты вводится специальный сбор. Его название можно перевести примерно как «плата за базовую технологию». Применяется он к любым приложениям, количество установок которых превысило 1 миллион. Неважно, платные они или нет. То есть если у вас миллион и одна установка, то платёж составит около 4,5 центов. Если два миллиона установок — то каждый год придётся отдавать около 45 тысяч долларов и так далее. Условно говоря, это своего рода плата за использование пушей и другой инфраструктуры Apple.

Иными словами сделано многое, чтобы для большинства европейских приложений не было особого смысла публиковаться в каких-то сторонних маркетах. И сделано это, в том числе и за счёт улучшения условий в самом AppStore, что в общем-то не типично для Apple.