Возвращение зоопарка

Современному потребителю свойственна тяга к монобрендовым экосистемам. Сложно встретить человека, у которого набор домашней бытовой техники включает десятки брендов, обычно есть некий «базовый», вокруг которого все и строится. С приходом технологий умного дома все стало еще монолитней — куда проще связывать устройства одного производителя, чем пытаться заставить дружить китайские, корейские и американские умные устройства. Тяга к моногамии проявляется и в выборе автомобилей (кто-то любит корейцев, кто-то немцев), и в выборе смартфонов, и даже молоко мы покупаем — по возможности — одной и той же марки.

Операторы связи не исключение, и десятилетиями они выстраивали отношения с производителями оборудования. Обычно сеть строилась на оборудовании двух производителей, один был корневым, второй — вспомогательным, главной целью которого было держать в тонусе корневого и помогать оператору выбивать из него скидки и лучшие условия взаимодействия. Но весной 2022 года случилось то, что случилось, и операторам пришлось возвращаться к концепции зоопарка, когда строить сеть приходится не исходя из максимальной эффективности, а используя то, что есть здесь и сейчас. Конечно, были налажены поставки проверенного оборудования в обход официальных каналов, но одно дело — поддерживать сеть, и совсем другое — продолжать ее развивать.

Коллеги из Известей обратили внимание на то, что МТС тестирует оборудование не очень известного китайского производителя Baicells. Коллеги из Comnews дополнили фактуру и рассказали, что Baicells была основана выходцами из Huawei и специализировались на малых сотах для сетей LTE, у компании были успешные кейсы взаимодействия с европейскими операторами, но все же в роли поставщика вспомогательного оборудования. МТС не стал комментировать изыскания коллег, но некий источник указал на возможность использования оборудования Baicells для «телефонизации малых населенных пунктов». Проще говоря, сел и деревень, где связь должна появиться, если, конечно, планы Минцифры не изменятся.

Пытливый читатель спросит: «а где же наше хваленое отечественное оборудование?» Вопрос резонный, сдвижки сроков вправо давно уже воспринимаются как дежурная шутка за 300. Но никто ведь не заставляет верить в то, что массовое производство отечественного оборудования начнет вот буквально в следующем году. Даже если это произойдет (что вряд ли), понадобится несколько лет на обкатку и доводку, а в первые годы оборудование будет использоваться локально, на территориях, где детские болезни не вызовут такую волну негатива, как если бы это оборудование было установлено в крупных мегаполисах. И вот мы уже опять приходим к 2030 году, волшебной дате, когда в России должны будут полететь тысячи новеньких гражданских самолетов и наступить других прекрасные события. Минпромторг не даст соврать.

Мы же видим в этой истории возвращение к концепции зоопарка, когда в разных регионах будет использовать разное оборудование, и этим всем придется как-то управлять. Не разделяем скепсис ряда коллег, уверенных, что вот уж теперь то все, наступит деградация и коллапс. Речь идет не о том, что сети рухнут, напротив, даже в самые темные времена операторы связи умудрялись поддерживать их в рабочем состоянии. Речь идет о рентабельности процесса. Обслуживать и управлять жителями нового зоопарка будет дорого. И ладно бы в зоопарке жили только, условно говоря, тигры и львы, это было бы сильно дешевле, но теперь в нашем заведении будет и вольер для птиц, и бассейн для крокодилов, и даже зона с сурикатами. Каждому нужно свое питание, свое внимание, и содержание этого зверинца будет обходиться сильно дороже.