Аналитика: Мобильный рынок России продолжает развиваться, но экстенсивным путем

Полгода назад мы уже давали прогноз развития индустрии мобильного контента и сервисов в России. Напомним, что мы предсказывали укрупнение компаний на рынке, и как следствие этого — удаление с поля небольших компаний. Сегодня можно с уверенностью сказать, что на мобильном рынке не осталось случайных игроков, сотовым операторам действительно удалось практически полностью уничтожить прослойку малого и среднего бизнеса в этом сегменте.

Нужно заметить, что исчезновению мелких игроков, контент и сервис-провайдеров, всячески способствовали правообладатели. Учитывая, что рынок кастомизации мобильных телефонов на протяжении двух лет падал, а сегодня находится в глубочайшем кризисе, продюсерские центры поступили как обычно: не снижая своих финансовых требований во всех проблемах обвинили других. На этот раз — контент-провайдеров. Мол, приворовывают, занижают продажи.

Не умаляя важности соблюдения прав владельцев контента, нужно отметить, что именно они во многом способствовали созданию текущей ситуации. Подумайте сами, как быть контент-провайдерам, когда от продажи одного рингтона им оставалось в лучшем случае 40 центов. А из этих центов надо ведь еще заплатить партнеру, который обеспечил продажу, оператору, ведь помимо стандартных 50% оператор заставляет еще и платить абонентскую плату за обслуживание номера, и, конечно, государству — налоги пока никто не отменял. Таким образом, с продажи одного элемента стандартного мобильного контента провайдеру оставалось около 15-20 центов. И это в лучшем случае. Учитывая, что рингтоны и особенно картинки сегодня уже мало кого интересуют, становятся понятны причины такого поведения контент-провайдеров.
Получилось, что в то время, когда со стороны операторов и правообладателей индустрия ждала помощи, вершители судеб рынка мобильных развлечений предпочли еще больше закрутить гайки.

Итак, операторы нашей необъятной Родины решили воспользоваться опытом зарубежных коллег и сделали ставку на собственные мобильные порталы. Например, Билайн вовсю продвигает эксклюзивный музыкальный контент (полные треки) от популярных исполнителей, а МТС даже раздавала мобильный контент бесплатно. Но к чему это привело? Уж никак не к тому, что пользователи стали качать больше. Из-за чего? Давайте посчитаем.

Операторы размещают контент исключительно на своих WAP-порталах. Для оператора связи себестоимость доставки контента по WAP-GPRS каналу абсолютно не отличается от «обычного» GPRS, но стоит в десятки раз дороже для конечного абонента. Операторы любезно замалчивают о ценах, но призывают всех срочно качать «бесплатный» мобильный контент. В этом и заключается главная уловка — оператор, в отличие от контент-провайдеров, получает деньги не только за продажу мобильного контента, но и деньги за WAP-трафик. А это уже совсем другие суммы. Мало того, оператору не надо платить 50% от стоимости контента, ему надо лишь оплатить авторские роялти. Стоит ли объяснять, что за продажу того же рингтона самостоятельно, оператор получит в несколько раз больше любого, даже самого сильного и мощного контент-провайдера.

Крестовый поход против всех участников рынка начался еще в прошлом году. Причиной послужило исчерпание ресурсов для роста рынка голосовых услуг. Подключать практически некого, а войны с конкурентами не дают нужного эффекта. Именно поэтому 2007 год операторы определили как год развития VAS-услуг. Нет сомнений, что зная доходы абсолютно всех контент-провайдеров и представляя объем рынка, сотовые компании решили, что делиться с другими не нужно. С точки зрения моментального извлечения прибыли, это верный шаг — легче поглотить уже существующий бизнес и подгрести весь доход от рынка под себя, чем вкладываться в действительно новые направления. В результате, вместо 3G мы с вами получили «мега-порталы», «эксклюзив от Мадонны» и так далее. То есть — ничего действительно нового.

Уверен, что к концу 2007 года, на рынке мобильного контента останется не более 10 игроков. Таких монстров, как I-Free и Infon операторам не сломить в любом случае. Тем более, что лидеры рынка уже давно изменили стратегию развития и стараются продвигать мобильные сервисы, набирая внушительные базы своих абонентов. Но без реализации инновационных направлений, а так же разработки бизнес-моделей, которые снимут грабительские отчисления операторам, не выживут даже они.

Что же делать? Подкинем несколько идей тем, кто собирается, в первую очередь, избавиться от посредника в биллинге в лице оператора. За рубежом эту проблему решили кардинально — операторов, которые потеряли чувство реальности, попросту стали игнорировать. Компания Bango, уловив момент, стремительно ворвалась на олимп, предложив контент и сервис-провайдерам удобную систему биллинга, в которой оператору отчислять ничего не надо. Мировые платежные системы так же запустили свои мобильные сервисы. В Европе и США оплата «дорогими SMS» постепенно уходит. Сложно себе представить, что должно произойти в России, чтобы наши «три толстяка» решились впустить на рынок такую компанию, но это, рано или поздно, произойдет.

Вторым, более подходящим для сегодняшнего рынка, станет прием платежей через мультикассы. Странно, но пока еще ни один из крупнейших контент- и сервис-провайдеров не решился сделать собственный, внутренний биллинг, систему аккаунтов и начать прием платежей через мультикассу. Похоже, что сегодня это единственный легальный способ в России показать язык всем операторам и их «половине от стоимости SMS». Уверен, уже во второй половине года система e-port отрапортует о подключении в систему первого контент-провайдера. Кто им станет — пока вопрос. Наверное, тот, кто первым подсчитает, сколько миллионов долларов он теряет, пользуясь услугами сотовых компаний.

Операторы погоне за моментальной прибылью совершенно не учитывают, что своими агрессивными кампаниями, они второй раз подряд загоняют рынок в тупик. Представьте, какой уровень лояльности будет у человека, который скачал с портала песню Мадонны и обнаруживший, что за одну песню с его счета списали более ста рублей (стоимость песни и WAP-трафика). Останется ли он доволен? Вопрос риторический. Тем более что закачка mp3-файлов в телефон с помощью компьютера не представляет большой сложности.

Операторы в очередной раз скопировали модель с других стран, не учитывая специфику России. Какую специфику? Во-первых, россияне не готовы платить за музыку. Точнее, готовы, но разумные деньги. Не сто рублей, и даже не тридцать, за один трек. Во-вторых, в России через компьютеры загружают контента гораздо больше. Не в абсолютном, а относительном исчислении. В Европе другой менталитет, другое отношение к интеллектуальной собственности и, конечно, другие доходы. В России отношение к источникам получения mp3 уже давно сформировалось. Для молодежи, а именно она является основной аудиторией рынка контента, давно не проблема скачать из интернета и загрузить телефон необходимую музыку.

В этой связи вполне возможно, что после значительного роста прибыли, в конце года операторам придется столкнуться с проблемой постепенного падение доходов от VAS-услуг. Вместе с тем, пользователи и абоненты становятся все более технически грамотными, что будет только осложнять дальнейшую торговлю контентом с помощью сверхдорогого для абонентов WAP-трафика.

Что же остается участникам мобильного рынка, контент- и сервис-провайдерам? Остается запускать голосовые сервисы и развивать направление мобильного маркетинга. На рынок мобильной рекламы операторы вряд ли кого-то допустят, а вот маркетинговые акции и сопутствующие мобильные сервисы развить можно. Жаль, что в 2008 году операторы со свойственным им хищническим и рейдерским подходом вытолкнут оставшиеся компании и с этого рынка.

Глядя на все это, начинаешь жалеть, что мы живем не в Украине. Принято считать, там есть некоторый кризис, ниже уровень доходов и прочее. Однако там развиваются сети третьего поколения, наблюдается стремительное развитие мобильного рынка. Возможно, это потому, что аппетиты местных компаний там ниже или они просто думают о будущем? В то время как в России стремятся извлечь максимум прибыли сегодня, не раздумывая о том, что же будет завтра.

Что может вызывать лишь сожаление.