Источники WSJ утверждают, что Google намерен переосмыслить значение непопулярного в Штатах Google Pay. В прошлом и сегодня, Pay — это система, где можно переписать в телефон карточку стороннего банка, а затем расплачиваться мобильником. В 2020-м Pay сам станет «банком». Внутри кошелька появится обыкновенный банковский расчётный счёт. Пока неизвестно, будет ли организован выпуск пластиковых карт к нему, по аналогии с Apple Card, но само наличие банковского счёта такую возможность, конечно, предполагает.
Банк, в силу IT-специфики и особенностей банковского регулирования, будет скорее «виртуальным», чем традиционным. Расчётные счета намерены обслуживать структуры Citigroup Inc. и кредитный кооператив Стэнфордского университета. Очередная для Google попытка стать «кошельком» называется Google Cache.
Метод «банк внутри» известен рынку и повторяет прошлые опыты. Ещё в 2011 Citi Group, оператор Sprint и Google запустили для клиентов Citi NFC-решение «Google Wallet», популярности оно не получило.
Следует заметить, что с конкурирующей Apple Card невозможно перейти на Andorid. В этой операционке нечем генерировать данные пластиковой Apple-карточки — номера и CVV-коды генерируются только на iPhone, а собственных у карты «нет». Возможно, что подобная привязка к OS появится и у новой Google-платформы.
Впрочем, о переходах пока задумываться рано. По статистике американцы редко платят смартфонами за покупки или услуги. Только 9% американских покупателей в 2018 воспользовались Apple Pay, 6% — продуктами аутсайдера на рынке финтеха, Google (включая его Google Pay). Популярны расчёты кредитными картами (80%), наличными (79%), дебетовыми/предоплаченными банковскими карточками (59%).
Джеймс Моар из Juniper Research (JR) ещё в начале 2019 предупредил, что Apple/Google Pay поздно мечтать о доминировании на рынке бесконтактной оплаты в США. Оплата смартфоном давно не выглядит манящей "новинкой". Системы запущены в далёких 2011—2015 годах (Google успел запустить 3 и закрыть 2). Большинство респондентов JR, не пользующихся Apple/Google Pay, оказались крайне заинтересованы лишь в обыкновенных бесконтактных банковских картах.
Для «старого Google Pay» чуть устаревшие 13 ноября прогнозы Juniper Research были особенно неутешительны, и в абсолютных цифрах, и относительно Apple. При сохранении тенденции число пользователей Pay составило бы 100 млн человек лишь в 2020 году, против 140 млн у Apple Pay уже в 2018. Последняя система поняла чаяния соотечественников раньше, чем конкуренты из Google и ещё 25 марта 2019 года, в партнёрстве с Goldman Sachs и Mastercard, анонсировала выпуск так называемой Apple Card. Помимо всего прочего — это кредитный счёт в настоящем банке. И излюбленная американцами физическая карточка, которую можно взять в руку.
Apple и Google, похоже, сфокусировались на домашнем рынке. Корпорации пытаются найти себе финтех нишу именно в Штатах. Но не модерновыми предложениями, известными американцам с 2011—2015 годов. А чем-то, что выглядит реверансом в сторону традиционного банкинга страны. Для неамериканских финтех проектов эта ситуация, в частности, означает, что американцы снова передали право на часть финтех инноваций иностранцам.
В России Apple/Google Pay или безналичная оплата по NFC обычной картой заметно популярнее, чем в США (проникновение бесконтактной оплаты в российском ритейле 85%, в США только 70%. Москва — номер два среди городов, где наиболее активно расплачиваются через Apple Pay). Аналогичная ситуация в Китае, где WeChat Pay и AliPay с долями 84% и 81% — популярнее даже наличных и пластика (у Apple Pay в стране 17%).
WeChat Pay появился в 2011 году, Alipay в 2004 (возможности оплаты телефоном в 2009) — системы доминируют на локальном рынке, победили наличные и, конечно, Apple Pay (Google в Китае нет). Российские платёжные проекты на базе NFC появлялись начиная с 2011 года. У Мегафона, «Кукурузы», Cardsmobile и других. Сначала, как средство оплаты проезда метро, потом, как универсальное платёжное решение. Однако в 2012-м инициатива, в частности МТС, опередила время — в магазинах почти не было подходящих кассовых терминалов. К сожалению соотечественников, воспользоваться форой, закрепить в прошедшие года именно за собой домашний рынок — не удалось, в отличие от успешных китайских коллег.